Джефф Сазерленд — Scrum: революционный метод управления проектами
Впечатления о книге
Для меня есть книги в ранге «настольная». Это когда весь контент в ней бьет в точку, что не имеет смысла выдергивать из нее отдельные цитаты. За последнее время это вторая подобная для меня книга после «Сделай это завтра» Марка Форстера.
Что понравилось в подходе:
- учитывает многие любимые мной психологические исследования (от экспериментов по подчинению авторитету Милгрэма до размера рабочей памяти Джорджа Миллера и Нельсона Коуэна);
- базируется на японских производственных и духовных практиках;
- использует современные фишки тайм-менеджмента (от закрытых списков задач до итераций);
- гибкий (тавтология);
- масштабируемый (бороться с потерями может как шаурмичная так и целое государство).
Тайити Оно о потерях:
Потери являются в большей степени преступлением перед обществом, чем просто коммерческими потерями.
Как Скрам может помочь крупным предприятиям
Гибкие подходы в основном используются в IT сфере. Также их могут внедрять небольшие бизнесы, чтобы быстрее реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
А как могут выиграть от Скрама «крупняки»?
Основа Скрам — выделенные команды примерно по 7 человек. Это обеспечивает информационную прозрачность и хорошую динамику. Крупные компании забюрократизированы и сегментированы по отделам, каждый из которых ревностно охраняет свой надел.
Вот что пишет Грег МакКеон в книге Эссенциализм. Путь к простоте
Современные корпорации родились во время промышленной революции, когда их единственной задачей было эффективное и массовое производство товаров. Первые менеджеры вдохновлялись примерами военной дисциплины (а армия не место для игр). Военная терминология до сих пор встречается в бизнес-лексике. Иногда мы говорим о том, что сотрудник или отдел находятся на передовой, а английское слово company употребляется также в значении «рота». Несмотря на то что эпоха индустриализации осталась далеко позади, ее структуры, системы и моральные нормы продолжают использоваться современными организациями.
Как обычно компании управляют проектами на примере экспорта
Рубль упал, евро/доллар выросли, стало выгодно продавать наше зарубеж. Для компании это новое направление, это можно назвать проектом. Как это сделать? Обычно директора нанимают менеджеров со знанием языков для холодного обзвона. Т.е. руководитель сразу заходит не с той стороны. Чем это заканчивается: после мыканий менеджеры сдуваются и уходят. Тут как раз нужна командная работа. Директор, бухгалтер, логист, начальник производства, маркетолог, таможенный специалист, продажник. Их компетенции (общими штрихами):
- Директор: возможные отсрочки платежа;
- Бухгалтер: валютный контроль, условия оплаты, возмещение НДС;
- Логист: условия поставки (ИНКОТЕРМС), оптимальные способы доставки, фасовка;
- Начальник производства: сроки изготовления, тестовые образцы;
- Маркетолог: выставки, англоязычная версия сайта, Google AdWords;
- Таможенный специалист: нюансы зарубежного законодательства, нужно ли ISO, ТН ВЭД;
- Продажник: поиск клиентов.
Проект нужно прорабатывать с разных сторон. Просто найти клиента недостаточно, так как после его нахождения работа только начинается. В итоге можно сформировать команду, которая бы работала внутри компании над новым проектом. Группа собирается в отдельном помещении. Она работает там по нескольку часов в неделю. Ставит задачи и спринтами их закрывает. В остальное время бухгалтер сводит баланс, а логист ругается с Деловыми Линиями. А не один менеджер по продажам, который бегает по отделам и ищет ответы на поставленные клиентами вопросы.
User Stories
Скрам — про управление проектами. Я не ожидал найти в нем еще и хороший маркетинговый инструмент. Он называется Пользовательские Истории. В книге о нем было написано, но видимо не так цепляюще, как об этом рассказал Алексей Горностаев на седьмой конференции Wake Up Province в Саратове.
Алексей Горностаев — руководитель агентства FatFox, которое работает по Agile и специализируется на клиентском сервисе.
В своем выступлении Алексей рассказывал про то, как его команда использует Agile в маркетинге.
По выступлению Алексея планирую позже написать конспект и сделать отдельный пост.
Цель, ориентированная на потребителя
Для выявления целей используем следующие модули:
Будучи ____ <кем-то> _____,
Я бы хотел _____ <что-то> ______,
Так что (поэтому) _____ <надо> _______,
Алексей привел наглядный пример:
Была такая ситуация на выступлении на Стачке в Ульяновске. Пошли вечером в кафе после after-party. Одну официантку очень сильно обидел пьяный человек, его выдворяли с милицией. Я решил сделать ей приятное и подарить цветы. Где купить цветы не знал. Время было где-то 21.40 вечера. Позвонил в шесть-семь различных контор, которых я тупо нашел в Гугле по запросу купить цветы. Ничего не вышло. Кто-то из знакомых дал номер и с горем-пополам цветы все же доставили.
А вот я. Сижу и почему-то грустно слушаю Алексея.
Отсюда можно сформулировать:
Будучи ГОСТЕМ,
Я бы хотел СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ КРУГЛОСУТОЧНОЙ ДОСТАВКИ
Так что МНЕ БЫ ПОМОГЛА ФОРМА РЕАГИРОВАНИЯ НА ЗАКАЗ В ТЕЧЕНИИ 5 МИНУТ
Другие формулировки:
Будучи ОРГАНИЗАТОРОМ ИВЕНТА,
Я бы хотел ФОРМИРОВАТЬ ЗАКАЗ НА ОСНОВЕ ПРЕДЫДУЩЕГО, НЕ ФОРМИРУЯ ЕГО СНОВА
Так что МНЕ ПОМОГ БЫ ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ, ГДЕ ВЕДЕТСЯ ИСТОРИЯ МОИХ ЗАКАЗОВ
Будучи ЛОВЕЛАСОМ,
Я бы хотел ЧТОБЫ МНЕ ФОРМИРОВАЛИ 4 РАЗНЫХ БУКЕТА И ПОДПИСЫВАЛИ ИХ РАЗНЫМИ ИМЕНАМИ И РАССЫЛАЛИ ПО РАЗНЫМ АДРЕСАМ
Так что МНЕ БЫ ПОМОГЛА ФУНКЦИЯ «СКОПИРОВАТЬ ПОДАРОК ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ» СО СКИДКОЙ 20%
Модуль БУДУЧИ КЕМ-ТО здесь самый важный, так можно найти потребителей, которых вы никогда раньше не относили к целевой аудитории.
Пример магазина подарков
Алексей:
Мы представили, что есть некие предприниматели. У них есть этикет — дарить подарки своим клиентам. Они не хотят вешать эту проблему на свой штатный персонал. Они не против на год вперед заложить бюджет на подарки. Магазинов, которые это предлагают я нашел два. Все остальные предлагают формировать каждый раз заказ заново. Или если есть личный кабинет — заходить и повторять заказ. Т.е. я как бизнесмен должен выделить им со своей стороны ресурс (секретаря, помощницу), которая всем этим будет заниматься.
Отсюда сформирована цель: реализовать корпоративным клиентам возможность размещения заказа на год вперед.
Откуда брать User Stories
- Прямые опросы;
- Мониторинг конкурентов;
- Отслеживание трендов;
- Фокус-группы;
- A/B тесты;
- Комментарии и отзывы;
- Литература и периодические издания;
- Зарубежный опыт;
- Мозговой штурм;
- .. другие способы.
Мой комментарий
Я считаю этот инструмент как минимум интересным. Часто приходишь куда-нибудь и спрашиваешь: «А можно так, или вот так?». Ответ типичный: «Мы так не работаем». Вместо того, чтобы «откладывать в копилку» потребности клиентов и затем «монетизировать трафик», бизнесы тупо сливают.
Тут можно проводить много аналогий. Например с выступлениями Л. Гроховского о составлении семантического ядра по выявленным потребностям из поисковых запросов. Гипертрофированный пример:
- цветы с доставкой на Луну;
- цветы с отсрочкой 3 года;
- цветы с афродизиаками, сшибающие женщин наповал.
Одна группа запросов — одна потребность. Одна потребность — одна страница. Чем больше запросов найдем — тем больше потребностей закроем. Чем больше потребностей закроем — тем больше заработаем…
С другой стороны, увеличение бизнес-процессов и такое гранулирование целевой аудитории может привести к системным проблемам внутри организации.
Посмотреть все выписки из книги в Гугл Докс
Комментарии