Константин Капельников

личная страница для коллег, работодателей, клиентов и делового нетворкинга

на главную

Эрик Рис — Бизнес с нуля

Эрик Рис - Бизнес с нуля

Эта книга в свое время наделала много шуму и стала библией современных стартапов. Я ее начал с удовольствием читать год назад, потом (как это у меня часто бывает) отвлекся на середине, и недавно спустя год дочитал. У меня снова обострился интерес с стартаповским моделям и я вспомнил о ней.

Книжка приоткрывает дверь в субкультуру современного предпринимательства со своим специфичным лексиконом: цикл «создать-оценить-научиться» (Build-Measure-Learn), вираж (Pivot), минимально жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product, MVP) и другие. Также как и в большинстве современных гибких проектных подходах очень много заимствовано у японских производителей.

Почему книга крута

Известный российский бизнес-ангел Аркадий Морейнис в одном из своих интервью включил ее в шорт-лист из трех книг, обязательных к прочтению стартаперу.

Неискушенному бизнесмену может показаться, что стартапы сегодня — это по умолчанию мобильные или веб-приложения, SaaS-решения, десктопные программы, 3D-печать или какие-то другие хитрые технологичные новшества. Но на самом деле методология Lean (бережливый) предлагает удобный фреймворк, который можно применять к любому бизнесу или нон-профиту.

К слову Алистер Кролл и Бенджамин Йосковитц в своей книжке Бережливая аналитика призывают создавать внутри крупных неповоротливых контор специальные должности штатных предпринимателей или интрапренеров:

An intrapreneur is an entrepreneur within a large organization, often fighting political rather than financial battles and trying to promote change from within.

В общем суть простая — нужно идти не от продукта, а от клиента. Сначала найти потребность, сделать первую итерацию продукта, дать клиенту в руки поиграться, понаблюдать за ним, получив обратную связь, доработать; если уж совсем мимо, то делаем вираж и тестируем совсем другую гипотезу.

Минимально жизнеспособный продукт

Одна из самых крутых фишек lean-подхода — это MVP. В сети ходит картинка, хорошо демонстрирующая, что это такое:

How to Build a Minumum Viable Product

Проще объяснить на своем примере.

Когда я делал первый сайт, у меня была куча идей о контенте, оформлении, фишках, email-рассылке и подобных вещах. Они у меня и сейчас есть. Но ударившись с головой в их вопрощение, я бы никогда сайт не запустил. Я бы его бесконечно полировал, доделывал и переделывал.

Первая, самая простая итерация выглядела так:

Первая итерация блога

То есть просто статическая страница с нарисованной от руки в Paint графикой.

Вторая, итерация выглядела уже так:

Вторая итерация блога

Главная страница все еще статическая, но уже с меню, отрисованным в Inkscape логотипом и прикрученным блогом на Эгее.

Третья и текущая итерация:

Третья итерация блога

Уже почти полностью динамический сайт на ВордПрессе с сайдбаром и напичканный удобными плагинами под капотом.

Здесь важно понимать, что на каждой итерации был рабочий продукт, не просто прототип на бумаге.

Техника Бизнес по-дурацки (БПД) от БМ

Михаил Дашкиев - Построй свой бизнес

В самой первой книжке БМ есть пример схожей техники:

Главный принцип техники БПД гласит: не делай на пятерку, делай на тройку! Сделай, как получится. Сделай, как умеешь. Не нужно на начальных порах доводить проект до совершенства.

Основная цель – запустить проект, посмотреть, протестировать. Понять – работает или нет. Если работает, то можно двигаться дальше и делать хорошо.

И вот тут можно натолкнуться на небольшое препятствие. Если вы красиво одеваетесь, у вас хороший вкус, то вас будет мучить чувство патологического перфекционизма. Единственным правильным решением будет хладнокровно придушить его. Не нужно тратить время и деньги на разработку сайта. Достаточно смоделировать на коленке простецкую продающую страничку. Взять за основу можно сотни уже существующих сайтов. Только «валенки» в названии поменять на «запчасти», «запчасти» поменять на «тонометры», «тонометры» – на «чучела барсуков», «чучела барсуков» – на «букеты» и так далее.

Если выражаться простым языком, БПД – это «сначала продай товар, а потом его найди». Или «бизнес наоборот».

Яр Громов о навыках предпринимателя

Яр Громов

Через пару дней после опубликования этого поста решил сюда добавить ссылку на крутую заметку в Фейсбуке лайф-стайл предпринимателя Яра Громова из Киева.

В ней как раз упоминается книжка Риса, Морейнис, его курс «Антистартап» и MVP в контексте современного предпринимательского майндсета.

Посмотреть все выписки из книги в Гугл Докс

Комментарии