Эрик Рис — Бизнес с нуля
Эта книга в свое время наделала много шуму и стала библией современных стартапов. Я ее начал с удовольствием читать год назад, потом (как это у меня часто бывает) отвлекся на середине, и недавно спустя год дочитал. У меня снова обострился интерес с стартаповским моделям и я вспомнил о ней.
Книжка приоткрывает дверь в субкультуру современного предпринимательства со своим специфичным лексиконом: цикл «создать-оценить-научиться» (Build-Measure-Learn), вираж (Pivot), минимально жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product, MVP) и другие. Также как и в большинстве современных гибких проектных подходах очень много заимствовано у японских производителей.
Почему книга крута
Известный российский бизнес-ангел Аркадий Морейнис в одном из своих интервью включил ее в шорт-лист из трех книг, обязательных к прочтению стартаперу.
Неискушенному бизнесмену может показаться, что стартапы сегодня — это по умолчанию мобильные или веб-приложения, SaaS-решения, десктопные программы, 3D-печать или какие-то другие хитрые технологичные новшества. Но на самом деле методология Lean (бережливый) предлагает удобный фреймворк, который можно применять к любому бизнесу или нон-профиту.
К слову Алистер Кролл и Бенджамин Йосковитц в своей книжке Бережливая аналитика призывают создавать внутри крупных неповоротливых контор специальные должности штатных предпринимателей или интрапренеров:
An intrapreneur is an entrepreneur within a large organization, often fighting political rather than financial battles and trying to promote change from within.
В общем суть простая — нужно идти не от продукта, а от клиента. Сначала найти потребность, сделать первую итерацию продукта, дать клиенту в руки поиграться, понаблюдать за ним, получив обратную связь, доработать; если уж совсем мимо, то делаем вираж и тестируем совсем другую гипотезу.
Минимально жизнеспособный продукт
Одна из самых крутых фишек lean-подхода — это MVP. В сети ходит картинка, хорошо демонстрирующая, что это такое:
Проще объяснить на своем примере.
Когда я делал первый сайт, у меня была куча идей о контенте, оформлении, фишках, email-рассылке и подобных вещах. Они у меня и сейчас есть. Но ударившись с головой в их вопрощение, я бы никогда сайт не запустил. Я бы его бесконечно полировал, доделывал и переделывал.
Первая, самая простая итерация выглядела так:
То есть просто статическая страница с нарисованной от руки в Paint графикой.
Вторая, итерация выглядела уже так:
Главная страница все еще статическая, но уже с меню, отрисованным в Inkscape логотипом и прикрученным блогом на Эгее.
Третья и текущая итерация:
Уже почти полностью динамический сайт на ВордПрессе с сайдбаром и напичканный удобными плагинами под капотом.
Здесь важно понимать, что на каждой итерации был рабочий продукт, не просто прототип на бумаге.
Техника Бизнес по-дурацки (БПД) от БМ
В самой первой книжке БМ есть пример схожей техники:
Главный принцип техники БПД гласит: не делай на пятерку, делай на тройку! Сделай, как получится. Сделай, как умеешь. Не нужно на начальных порах доводить проект до совершенства.
Основная цель – запустить проект, посмотреть, протестировать. Понять – работает или нет. Если работает, то можно двигаться дальше и делать хорошо.
И вот тут можно натолкнуться на небольшое препятствие. Если вы красиво одеваетесь, у вас хороший вкус, то вас будет мучить чувство патологического перфекционизма. Единственным правильным решением будет хладнокровно придушить его. Не нужно тратить время и деньги на разработку сайта. Достаточно смоделировать на коленке простецкую продающую страничку. Взять за основу можно сотни уже существующих сайтов. Только «валенки» в названии поменять на «запчасти», «запчасти» поменять на «тонометры», «тонометры» – на «чучела барсуков», «чучела барсуков» – на «букеты» и так далее.
Если выражаться простым языком, БПД – это «сначала продай товар, а потом его найди». Или «бизнес наоборот».
Яр Громов о навыках предпринимателя
Через пару дней после опубликования этого поста решил сюда добавить ссылку на крутую заметку в Фейсбуке лайф-стайл предпринимателя Яра Громова из Киева.
В ней как раз упоминается книжка Риса, Морейнис, его курс «Антистартап» и MVP в контексте современного предпринимательского майндсета.
Посмотреть все выписки из книги в Гугл Докс
Комментарии